г. Москва, Варшавское шоссе, 33, офис 17
2Т Контроль - Федеральный оператор систем мониторинга транспорта
2Т Контроль
Федеральный оператор мониторинга транспорта
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА

7 шагов к тотальному контролю расхода топлива

Наш инструктаж поможет вам объективно оценить, на каком уровне контроля топлива вы находитесь, и понять, как достичь большего: избавиться от неоправданных издержек, повысить дисциплину, увеличить прибыль.

От полного хаоса к эффективным способам сокращения затрат на ГСМ

Вы уверены, что знаете всё о работе своего транспорта и действиях водителей?

Даже если "да", то можно ли доверять имеющейся информации?

Хватает ли у вас инструментов и ресурсов для отслеживания всех этапов расхода топлива?

Способны ли вы оперативно узнавать о перерасходе, хищениях и пресекать повторение таких случаев при помощи ГЛОНАСС мониторинга?

Где и в чем вы недоработали? Что упустили из виду?

Дата: 1 октября 2022
Автор: Максим Вальпа
Время чтения: 18 минут
Поступательную модель "7 шагов" мы разработали самостоятельно в компании "2Т Контроль". Следуя этой схеме, мы можем легко понять, на какой стадии внедрения контроля топлива находятся наши заказчики и какой вариант им подойдет для скорейшей оптимизации бизнес-процессов. Такой подход отлично зарекомендовал себя на практике. Настала пора поделиться секретами экономии расходов на топливо со всеми владельцами автопарков.

Шаг 1. Отсутствие контроля

Как это ни странно, существует немало организаций, в которых расходы на топливо по сути никак не контролируются. Возможно, в автопарке есть формальный учет, но в целом всё держится на "честном слове". Аргументы могут быть такие:
    "У нас всего 2-3 автомобиля, вся работа на виду".
    "Зачем тратить время на какую-то бюрократию".
    "Работали всегда без проблем и сейчас справимся".
    И целый ряд других "житейских" объяснений, которые в чем-то можно понять.
    Только вот при таком отношении перерасход топлива всегда будет неизбежным – чуть ли не до 50-70% от реально необходимого потребления ГСМ. И где на самом деле было оправданное превышение, а где прямое воровство или хитрые махинации, не разобрать.

    Сплошь и рядом бывает, что руководители и ответственные лица просто не заинтересованы в сокращении затрат на обслуживание автопарка. Некоторые вовсе закрывают глаза на слив топлива водителями. Ведь для них это само собой разумеющийся бонус. Но тут уже вопросы к общей политике компании. Если она готова терпеть убытки и всегда винить в своих бедах очередные повышения цен на топливо, то можно оставаться на привычном уровне со всеми сопутствующими издержками.

    Однако, помните, что если персонал видит, что вы закрываете глаза на сливы ГСМ и неформально разрешаете такой вид "премирования", то очень скоро это становится главным KPI сотрудника. Это происходит из-за обычной человеческой жадности вместе с желанием в чем-то развиваться. Плодами такого "премирования" являются неизбежные перерасходы относительно норм Минтранса РФ и работа исключительно в угоду своему карману, а никак не в угоду бизнес задачам.

    Что это значит? Вот вам пример. Вашей компании нужно срочно отвезти груз. Вас загрузили позже, чем планировалось, но заказчику все равно, он вас оштрафует, если произойдет опоздание. Успеть можно, для этого надо ехать 90-100 км/ч в течение нескольких часов. Вот только для водителя это неприемлемо, так как его машина начнет сжигать "премию" в таком движении. То есть расходовать примерно на 3-5 л/100 км топлива больше. Как вы думаете, при такой системе "премирования", что он выберет в пути, успеть отвезти груз или сохранить свою премию?
    На этой стадии типичным будет увидеть путевой лист водителя с перерасходом топлива даже выше норм Минтранса с учетом поправочных коэффициентов. Естественно, всё произошло исключительно из-за тяжелых погодный условий, перегруза, пробок и неисправного двигателя. Как правильно действовать: верить на слово или все же разобраться в причинах? Для компаний, заинтересованных в экономии средств, это вопрос скорее риторический.

    Шаг 2. Контроль по нормам Минтранса

    Учет расхода и списание ГСМ по нормам Минтранса РФ – это первый шаг на пути к организации профессионального контроля за расходом топлива в автопарке. Показатели для различных типов и марок ТС, формулы расчета и поправочные коэффициенты (время года, регионы, срок эксплуатации и другие) представлены в документе N АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Опираясь на утвержденные значения, ответственные лица могут сравнивать информацию по заправкам и потреблению ГСМ, выявлять нерациональный или подозрительный перерасход, более грамотно планировать затраты на топливо. Однако, у этого способа есть ряд существенных недостатков:
      Нормы Минтранса, пусть даже они периодически и обновляются, крайне обобщенные. В них априори заложены серьезные превышения "на всякий случай". В действительности фактический расход топлива на каждом автомобиле может значительно отличаться – порой на 30-40% – в зависимости от условий работы и срока эксплуатации транспорта.
      Вычисление расхода по рекомендованным нормам производится с привязкой к пробегу автомобиля. Но показания одометра имеют свою погрешность (до 15-20%), к тому же водители могут "накручивать" пробег.
      Если вы обнаружили завышение расхода топлива, то как понять, в чем настоящая причина? Без дополнительных инструментов, о которых рассказывается далее, это невозможно выяснить.
      Нормы Минтранса – это наследие советского времени, когда реальному расходу топлива часто не придавалось серьезное значение. Выдавали сколько положено, и не важно, помещается ли топливо в автобак. Раз предписано, то надо выдать. Во многом именно с тех пор в культуре водителей укоренился стереотип "Всё, что осталось в баке – это моё".

      Шаг 3. Контроль топлива по фактическому пробегу автомобиля

      Точные данные о пробеге – это та база, которая приблизит вас к обладанию достоверной информацией о расходе топлива. Но стоит ли ориентироваться только на одометр? В описании уровня №2 мы уже касались минусов этого прибора. Большая погрешность и возможность накрутки километража делают его показания ненадежными. Даже корректно установленный тахограф, если говорить об автобусах и грузовиках, не спасет от подмотки пробега.

      И здесь мы неминуемо подходим к той стадии контроля, когда не обойтись без системы спутникового мониторинга транспорта. ГЛОНАСС/GPS контроль – это единственный верный способ определения километража, который имеет минимальную погрешность (1-2%) и который невозможно накрутить. Всё, что нужно – установить трекеры, передающие информацию о передвижении автомобилей в диспетчерскую программу.

      Объективные данные спутникового контроля позволяют:
        Точнее рассчитывать расход ГСМ по нормам.
        Выявлять очевидные причины перерасхода (отклонения от маршрута, левые рейсы, простои на холостом ходу).
        Обнаруживать попытки приписок пробега и накрутки одометра.
        Снижать расходы не только на топливо, но и на интервальное техническое обслуживание.
        Нам могут возразить, что системы ГЛОНАСС/GPS не застрахованы от вмешательства водителей, например, от попыток глушения сигнала. Однако, профессиональные трекеры легко обнаруживают такие поползновения – об этом мы подробнее расскажем в другой статье. А пока что поверьте: нет более надежного инструмента для измерения пробега, чем мониторинг транспорта.
        Базовый спутниковый мониторинг – это лишь начальный этап управления потреблением топлива в автопарке. Установив только трекер для контроля за перемещением транспорта, вы не сможете фиксировать заправки и сливы топлива, выявлять воровство и иные махинации с ГСМ. Поэтому необходим переход на следующий уровень, который потребует от руководителей и сотрудников не только технической, но и психологической подготовки.

        Шаг 4. Контроль с помощью датчиков уровня топлива

        Спутниковый контроль за расходом ГСМ по данным датчиков уровня топлива – это самый надежный инструмент для профессионального управления автопарком, сокращения затрат и эффективного планирования деятельности. В рамках системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга можно воспользоваться несколькими вариантами получения топливной информации:
        Установить ёмкостный ДУТ в баке автомобиля – оптимальный вариант, гарантирует высокую точность показаний на уровне 99%.
        Установить датчик расхода топлива на топливной магистрали – столь же точный (99%), но более дорогой вариант для сложной техники.
        Подключить трекер к штатному датчику уровня топлива по CAN-шине – бюджетный, но менее достоверный вариант с погрешностью от 3 до 10%.
        Использовать комбинацию указанных вариантов – в отдельных нестандартных случаях.
        Подробнее о сути каждого способа и о том, кому он подойдет, вы узнаете в конце материала (см. "Варианты оборудования для спутникового контроля топлива и примеры ситуаций"). А сейчас, полагаясь на собственный опыт интегратора систем мониторинга, мы предупредим об испытаниях, которые придется преодолеть при переходе на этот уровень контроля.

        В нашей практике, вслед за внедрением спутникового контроля топлива, управленцы испытывали шок, когда видели настоящую картину мира в своем автопарке. Оказывалось, что подавляющая часть водителей сливали топливо вопреки, казалось бы, "строгому" контролю (уровни 2-3). Для дальнейших правильных действий руководителям приходилось путешествовать по классической лестнице "переживания болезни":

        Отрицание – то есть отказ принимать очевидное.
        Гнев – агрессивный настрой вплоть до желания, а то и попыток, физически наказать нечистых на руку сотрудников.
        Торг – мысли о том, чтобы всё сгладить и спустить на тормозах.
        Депрессия – нежелание вообще что-либо предпринимать.
        Принятие – готовность трезво оценивать и исправлять ситуацию.
        В этот переломный момент выигрывают те, кто доходит до стадии принятия: осознают происходящее и меняют модель управления автопарком. Да, нужно будет уволить некоторых водителей, кого-то настроить против себя, столкнуться с неприязнью других работников автопарка, у которых появилось больше головной боли. Тем же диспетчерам придется работать с данными системы контроля, сравнивать показания, анализировать отчеты, разбираться в конкретных случаях перерасхода топлива... Но, выстроив эту работу, вы гарантированно получите:
        Cнижение топливных затрат на 30%.
        Cущественное повышение дисциплины в автопарке.
        Рост эффективности труда и увеличение прибыли.
        … И, конечно, сможете перейти на следующие уровни комплексного контроля топлива.
        Частый "стоп-фактор" на пути внедрения спутникового контроля топлива – это необходимость обучать сотрудников работе с системой, тратить время на анализ данных, проработку управленческих решений и т.д. Даже установив датчики и ПО, руководители порой "забивают" на комплексную работу с топливной информацией. Но проблема нехватки времени и ресурсов легко решается с помощью интеграторов, занимающихся внедрением систем ГЛОНАСС/GPS мониторинга.

        Многие такие компании предоставляют услуги профессиональной аналитики в рамках абонентского обслуживания. Тем самым автопарк будет регулярно получать сводные отчеты и оперативные данные, позволяющие выявлять факты и причины перерасхода, а также рекомендации по предотвращению нерационального потребления и воровства топлива.

        Шаг 5. Контроль всех параметров ТС и навесного оборудования

        Контроль с помощью датчиков уровня топлива делает для водителей невыполнимой задачу слить пару-тройку литров горючего. Современное ГЛОНАСС/GPS оборудование обнаруживает даже микросливы. Но, как известно, чем совершеннее контроль, тем изощреннее становятся приёмы его обойти. Нередко у водителей просыпаются инженерные сверхспособности. Они начинают практиковать искусные схемы слива топлива через различные обратные клапаны, иногда даже с системой контроля давления – так, чтобы слив включался только в моменты пиковой нагрузки на двигатель.

        Для обнаружения подобных попыток транспорт, в первую очередь, грузовики и спецтехника, "обвешивается" дополнительными датчиками, которые дистанционно контролируют:
        Обороты двигателя;
        Температуру двигателя и охлаждающей жидкости;
        Работу навесного оборудования;
        Уровень давления в шинах;
        Фактическую нагрузку на ось;
        И другие доп. параметры работы ТС в зависимости от типа и сферы применения.
        Сопоставляя расход топлива на одних и тех же ТС в разное время, с грузом и без, на разных оборотах двигателя, с разными водителями и т.д., любой грамотный аналитик без труда найдет отклонения даже в 1-2 литра на 100 км пути. Опять же, если в штате нет такого сотрудника, то можно обращаться к услугам аналитического отдела интегратора, то есть передать задачу на аутсорс.
        Контроль дополнительных параметров работы транспорта позволяет значительно сэкономить на ГСМ и решить множество других задач. Допустим, отслеживая давление в шинах и принимая своевременные меры по устранению недочетов, удается увеличивать ресурс колес на 15-25%. Не говоря уже о том, что при правильной эксплуатации шин расход топлива снижается на 3-7%.

        Не стоит забывать и о такой опции профессиональных систем мониторинга, как контроль стиля вождения. Это дает не только возможность повышать безопасность сотрудников и других участников дорожного движения, но и сокращать расход топлива за счет предотвращения резких ускорений/торможений и других проявлений безответственной манеры управления автомобилем. Аккуратное вождение действительно позволяет экономить топливо.

        Шаг 6. Собственные нормы расхода топлива на все типовые операции

        И вот, с переходом на уровни 4 и 5, в автопарке появляются точные данные о расходе топлива на конкретных автомобилях или спецтехнике при разных условиях эксплуатации. Зимой или летом, на бензине или дизеле, с включенным или выключенным кондиционером, с поднятым или опущенным навесным оборудованием. Если вы владеете такой информацией, то нет никаких препятствий для того, чтобы утвердить собственные нормы расхода топлива и использовать их в учетной работе – например, для сравнения "план-факт" и списания ГСМ.

        На самом деле, мало кто знает, что законодательство РФ разрешает разрабатывать свои собственные нормы потребления топлива с учетом коэффициентов и прочих параметров по аналогии с методическими рекомендациями Минтранса РФ (документ N АМ-23-р). Собственное нормирование позволяет документально закрепить достигнутый результат точной экономии и защитить свою позицию перед налоговыми органами.
        Для проработки и утверждения своих норм в автопарке нужно создать комиссию, которая произведет эксплуатационные замеры на разных режимах работы ТС, сопоставит их с данными спутникового контроля, закрепит зафиксированные нормы отдельным приказом. Далеко не в каждом автопарке есть специалисты, которые справятся с этой задачей. И здесь снова следует прибегнуть к помощи интегратора ГЛОНАСС/GPS системы. Профессиональные установщики сами заинтересованы в выработке объективных норм – ведь это не лишний раз докажет пользу от установленного оборудования.

        Шаг 7. Автоматический контроль и списание топлива на основе данных системы мониторинга

        Этот шаг подразумевает, что на каждой единице транспорта не просто установлены датчики для спутникового контроля топлива и в компании не просто внедрена ГЛОНАСС/GPS платформа. Речь идет о комплексных системах управления автопарками или Fleet Management Systems (FMS). Мы говорим об этапе, когда вся информация о круговороте топлива – от заправок по транзакциям АЗС до расхода горючего по данным спутникового мониторинга – поступает в единую ИТ-систему предприятия, которая в идеале:
        Формирует текущую документацию (путевые листы).
        Списывает ГСМ по установленным нормам или факту.
        Отправляет отчетные документы в налоговые органы.
        Оперативно информирует ответственных лиц о разночтениях в показаниях, указывая на вероятные причины.
        "Документальный рай", не правда ли? Но насколько реально достичь такой степени автоматизации?

        Не будем вводить в заблуждение – для достижения этого уровня с нуля требуются ощутимые вложения. Нужно настроить взаимодействие систем, докупить необходимые плагины для программного обеспечения или заплатить за их разработку, потратить время и другие ресурсы на отладку процессов.

        Обычно к таким подвигам готовы только крупные корпоративные автопарки. Тем не менее, очевидное преимущество современных ИТ-решений состоит в том, что любая компания – независимо от масштаба автопарка и финансовых оборотов – способна достичь такого уровня автоматизации контроля и учета поэтапно. Допустим, у вас установлена 1С:УАТ или схожая программа для управления автопарком. Тогда для начала настройте поступление данных системы мониторинга транспорта в 1С.
        Популярные платформы мониторинга предлагают немало бесплатных отчетов по разным параметрам. Как правило, в этих платформах реализованы возможности по экспорту данных и трансляции показаний в сторонние системы. Если вы нацелены на большее, чем просто базовые опции спутникового контроля – бюджетно или вообще бесплатно – следите за предложениями поставщиков-интеграторов-операторов. Когда на вашем транспорте установлены телематические датчики, обеспечить недорогой комплексный контроль вполне возможно. Главное, не лениться: изучать и пробовать разные варианты.

        Конечно, в случае с контролем расхода топлива необходимо, чтобы на транспорте было установлено соответствующее оборудование. Далее рассмотрим основные варианты получения спутниковых данных о потреблении ГСМ на транспорте.

        Варианты оборудования для ГЛОНАСС/GPS контроля топлива

        Что лучше установить?

        Наиболее оптимальный вариант для спутникового контроля расхода топлива – это установка емкостных датчиков уровня топлива (ДУТ). Затраты сравнительно невеликие, окупаются всего за 1–2 месяца. В обслуживании датчики неприхотливы, служат от 5 лет и дольше.

        Иногда из-за конструктивных особенностей транспортных средств врезка датчика в бак невозможна, либо чересчур затруднена. В основном такая проблема возникает в случае со спецтехникой. Тогда есть смысл устанавливать датчики расхода топлива (ДРТ) вместе с другим телематическим оборудованием для фиксации показаний об оборотах двигателя и включении механизмов.

        Если вы хотите немного сэкономить, то можно обойтись без дополнительных датчиков, настроив получение показаний о моточасах и работе дополнительного оборудования со штатного датчика топлива через CAN-шину. Правда, штатные системы ТС характеризует сильная погрешность. Так что придется несколько раз подумать, насколько разумна такая "экономия".

        Но в случае с легковыми автомобилями не все баки ТС, особенно малолитражные, приспособлены под установку сторонних датчиков. Когда высота бака менее 20 см, то приходится ограничиваться показаниями с CAN-шины. При грамотном контроле погрешность штатных показаний можно сгладить, если тщательно сопоставлять в системе мониторинга топливную информацию с другим данными: о стоянках/остановках, о включенном/выключенном зажигании, моточасах, оборотах двигателя.

        Предлагаем ознакомиться с возможностями каждого способа контроля.

        ДУТ. Датчики уровня топлива.

        Установка. Врезаются в бак ТС.

        Контроль расхода топлива. Да.

        Контроль заправок и сливов. Да.

        Сфера применения. Оптимальный вариант для всех типов ТС.

        Погрешность измерений. 1%.

        Затраты на установку. От 6000 до 20 000 р. в зависимости от модели и длины ДУТ.

        Ограничения. Не всегда возможно установить на сложные баки спецтехники и на небольшие баки легковых автомобилей.
        Датчик уровня топлива Omnicomm

        ДРТ. Датчики расхода топлива.

        Установка. Монтируются на топливную магистраль..

        Контроль расхода топлива. Да.

        Контроль заправок и сливов. Нет, но можно вычислить на основе других показаний.

        Сфера применения. Спецтехника с нестандартными баками и другие ТС, где датчик уровня топлива не применим (редкие случаи).

        Погрешность измерений. 1%.

        Затраты на установку. От 10 000 до 150 000 р. в зависимости от возможностей и объема пропускаемого через ДРТ топлива.

        Ограничения. Высокая стоимость установки и обслуживания, подверженность загрязнению (датчики требуется периодически чистить).
        Расходомер топлива DFM

        Снятие топливных данных со штатного датчика уровня топлива через CAN-шину.

        Установка. С помощью бесконтактных считывателей, через CAN-Log или путем прямого подключения к контактной сети автомобиля.

        Контроль расхода топлива. Да.

        Контроль заправок и сливов. Нет.

        Сфера применения. Любые автотранспортные средства.

        Погрешность измерений. 3-10%.

        Затраты на установку. От 1500 р. (бесконтактный считыватель) до 20 000 р. (CAN-Log и считывание данных с более чем одной CAN-шины на одном автомобиле).

        Ограничения. Штатные измерители уровня топлива изначально не отличаются высокой точностью, плюс со временем подвержены износу, отчего показания еще больше искажаются.
        Бесконтактный считыватель CANCrocodile

        Примеры спутникового мониторинга контроля топлива

        Здесь представлены примеры ГЛОНАСС/GPS контроля расхода топлива в трех платформах для мониторинга транспорта: "СКАУТ-Онлайн", Wialon и Omnicomm Online. Контролируемые автомобили оснащены датчиками уровня топлива.
        Работу транспорта можно отслеживать в онлайн-режиме и за любой прошедший интервал времени. Информация об уровне, заправках и сливах топлива представлена вместе с данными о скорости, пробеге, стоянках, посещении геозон и о других событиях. По каждому ТС или группе автомобилей система формирует подробные отчеты. Пользователи могут настраивать поступление уведомлений о конкретных событиях на телефон, email, в мессенджеры.
        ГЛОНАСС контроль расхода топлива в системе СКАУТ

        Примеры прямого слива топлива из бака ТС

        Спутниковый контроль расхода топлива в системе Wialon
        ГЛОНАСС контроль расхода топлива в системе Omnicomm Online

        Примеры слива топлива с обратной топливной магистрали ТС (через "обратку")

        GPS контроль расхода топлива в системе Wialon
        Выявление слива ГСМ через обратку в системе Omnicomm Online

        Получить расчет стоимости контроля топлива для своего автопарка

        Не знаете или не уверены, как лучше организовать управление топливными запасами в своем автопарке? Стремитесь внедрить максимально эффективный контроль по разумной цене?

        Ответьте на наши вопросы и укажите контакты для обратной связи. Мы предоставим вам предварительный расчет стоимости приобретения, установки и обслуживания системы мониторинга, проконсультируем по всем интересующим вопросам, посоветуем интегратора в вашем регионе.
        Направление деятельности вашего автопарка
        Вы можете выбрать несколько вариантов ответа
        Количество транспортных средств, которые необходимо контролировать
        Какие ещё функции системы вам необходимы наряду с контролем местонахождения ТС и расхода топлива
        Какие услуги в перспективе могут потребоваться
        Укажите марки устройств и название программ. Если вы ранее таким не пользовались или не готовы сейчас ответить, то заполнение можно пропустить.
        2T Контроль:
        На эти и другие вопросы, связанные с работой транспорта и контролем автопарков, мы будем рады ответить вам в форме комментариев. Задавайте, делитесь своим мнением!
        Подпишитесь на рассылку новостей и полезных материалов в сфере контроля транспорта удобным для вас способом
        Подпишитесь на рассылку новостей и полезных материалов в сфере контроля транспорта удобным для вас способом

        Другие полезные статьи блога

          Некогда тратить время на изучение? Просто оставьте заявку для консультации.

          И получите выгодное предложение
          по переходу на наше обслуживание
          Оставляя заявку, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных