г. Москва, Варшавское шоссе, 33, офис 17
2Т Контроль - Федеральный оператор систем мониторинга транспорта
2Т Контроль
Федеральный оператор мониторинга транспорта
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА

3 способа контроля расхода топлива

Каким образом лучше всего контролировать расход топлива в автопарке? Мы сделали обзор трёх популярных современных способов.

Самые популярные и проверенные решения контроля

Некоторые считают, что контролировать расход топлива можно всего лишь при помощи спутниковой навигации без дополнительных датчиков, сопоставляя скорость, пробег и нормы потребления ГСМ транспортным средством.

Но точность при таких расчетах сильно хромает, потому что придётся сопоставлять загруженность транспортного средства, движение в городе и за городом, в пробках и без пробок и ещё великое множество параметров. Да и само сопоставление требует много кропотливого ручного труда, что приводит к неминуемым ошибкам в расчетах. Поэтому о таком способе мы рассказывать в этой статье не будем.

Дата: 22 февраля 2023
Автор: Максим Вальпа
Время чтения: 6 минут
Под современными способами контроля топлива мы имеем в виду более точные технологии, нежели путевые листы и осмотр баков с поверенной линейкой. А таких способов всего три:
    1
    При помощи штатного датчика через CAN-шину
    2
    При помощи ДРТ (проточный датчик расхода топлива)
    3
    При помощи ДУТ (ёмкостный датчик уровня топлива)

    Контроль расхода топлива при помощи штатного датчика уровня топлива (через шину CAN)

    В случае контроля расхода топлива через штатный датчик транспортного средства, информация о расходе и уровне топлива передаётся в систему спутникового мониторинга от бортового компьютера автомобиля по CAN-шине. Она есть на большей части современных автомобилей и грузовиков, в том числе и на КАМАЗах. В сам бортовой компьютер топливные данные поступают с датчика, установленного в баке производителем. Как правило, это обычные потенциометрические датчики.

    Для получения данных с CAN-шины необходимо, чтобы бортовой терминал системы мониторинга поддерживал CAN-интерфейс. Существует три варианта подключения CAN-шины к цифровому входу бортового контроллера: прямое, через бесконтактные считыватели и через CAN-LOG. Первый вариант самый бюджетный, но при прямом подключении не избежать вмешательства в контактную сеть ТС, что может привести к потере гарантии на автомобиль. Более безопасным, не нарушающим изоляцию и целостность проводов является подключение к CAN-шине с помощью бесконтактных считывателей. Но и в первом, и во втором случае возможность считывания данных может быть ограничена, если в ТС не поддерживается стандарт J1939 (FMS). Самый оптимальный и универсальный вариант - это бесконтактное подключение через адаптер CAN-LOG. Он позволяет считывать широчайший набор различных данных о работе практически любого транспортного средства, у которого есть CAN-шина.
    Очевидное преимущество этого способа - меньше затрат на установку и обслуживание по сравнению с ДРТ и ДУТ. К тому же, через СAN-шину можно получить не только данные о расходе топлива, но и, например, информацию об оборотах двигателя, температуре охлаждающей жидкости, о давлении масла и о многих других параметрах.
    Главным минусом будет сам штатный датчик уровня топлива. Погрешность у него может доходить до 15%. И это ещё не считая мёртвых зон в нижней и верхней частях бака, которые могут составлять до 10% его объема.
    Многое зависит от конкретной модели автомобиля и типа датчика - цифровой или аналоговый, рычажной или трубчатый - мёртвые зоны есть не всегда.
    Но в любом случае штатный датчик уступает по точности двум другим устройствам, которые мы рассмотрим дальше. Что, конечно, не отменяет привлекательность CAN-считывания данных, которое сочетает в себе невысокую стоимость, простой монтаж и неприхотливое обслуживание. Поэтому данный способ можно использовать, если сомневаетесь, что два других окупятся.

    Контроль расхода топлива при помощи проточного датчика расхода топлива (ДРТ)

    Датчик расхода топлива - это проточный датчик, он устанавливается на топливную магистраль и измеряет объём проходящего через него топлива. Также ДРТ ещё называют расходомером. Они бывают однокамерные и дифференциальные - о разнице поговорим чуть позже. Для простоты понимания: такой датчик можно условно сравнить со счётчиком воды в квартире. Информация от него передается напрямую бортовому контроллеру путем подключения через интерфейсный выход. Схематично работа ДРТ выглядит так:
    ДРТ предоставляет очень точные сведения о потреблении топлива. В данном случае речь идёт о современных цифровых датчиках, а не о старых аналоговых. Погрешность датчика расхода топлива колеблется в пределах 1-3%.

    Заправки и сливы здесь не отслеживаются, но, когда известен расход, можно вычислить всё остальное. К достоинствам ДРТ относится и то, что на точность показаний не влияет форма бака или специфика работы ТС. Плюс эти датчики сразу калибруются на заводах.
    Главный недостаток - цена. Помимо того, что датчик вместе с услугами по монтажу стоит немалых денег, практически в каждой машине существует "обратка". На "обратку" можно установить дополнительный однокамерный ДРТ (и в таком случае уже потребуется самостоятельная калибровка). Второй вариант - сразу приобрести двухкамерный (дифференциальный) датчик. Но стоит он намного дороже и подходит не для всех типов топливных систем. Есть, конечно, схема монтажа с закольцовыванием "обратки". Но в таком случае зимой топливо в баке никак не будет подогреваться, и у вашей машины появится серьезный риск заглохнуть на морозе.
    Помимо этого, такой датчик надо постоянно обслуживать. Особенно в зимний период. Потому что при отрицательных температурах парафин, содержащийся в дизельном топливе, и различные примеси начинают оседать на стенках ДРТ. Да и в целом, сравнивая например с ДУТ, датчик расхода топлива конструктивно менее надежен. А если не следить за его состоянием, то различные засоры могут негативно повлиять на работу двигателя автомобиля.

    Скорее всего, приверженцы установки ДРТ возразят, что это единственный верный способ отслеживать расход топлива, потому что вы контролируете "обратку". Хотя, на самом деле, водителю ничего не мешает сделать врезку в топливную магистраль перед ДРТ, установленным на "обратку", и сливать оттуда. Так что здесь, как и в случае со штатным датчиком уровня топлива, надо постоянно визуально осматривать топливную магистраль транспортного средства на предмет подозрительных кранов и других посторонних предметов.

    Контроль расхода топлива при помощи датчика уровня топлива (ДУТ)

    Датчик уровня топлива - это ёмкостный датчик, который измеряет объем топлива в баке ТС и его изменения (заправки и сливы). Подключается ДУТ к бортовому контроллеру - с помощью цифрового или аналогового выхода. В зависимости от формы и объёмов бака, может потребоваться установка двух и более датчиков для повышения точности.
    У качественного и правильно установленного ДУТ погрешность держится в пределах 1-3%. Правда, под влиянием внешних факторов, например, смены топлива, погрешность может повышаться. Сильно сказывается на точности показаний то, насколько верно производилась тарировка топливного бака. Поэтому без профессионального монтажа никак не обойтись.
    Такое решение обойдется дороже, чем бесконтактное считывание данных с CAN-шины, но дешевле, чем установка и обслуживание ДРТ.
    Обмануть ёмкостный датчик уровня топлива, либо вмешаться в его работу никак нельзя. Некоторые водители пытаются делать "микросливы" топлива, но такие мы тоже успешно вычисляем. Вот наглядный пример:
    На графике видно, как в течение одного дня водитель в четыре приёма
    слил по 5-7 литров топлива. Каждый раз в районе цементного завода.
    Единственное: как и в случае с ДРТ, стоит регулярно осматривать магистраль на предмет посторонних врезок.

    Какой способ контроля расхода топлива лучше?

    Для наглядности приведем сравнительную таблицу перечисленных способов контроля расхода топлива:
    Получается, что датчик уровня топлива и по стоимости, и по точности показаний представляет собой золотую середину. Если вам нужен качественный и надёжный контроль расхода топлива на ваших ТС - лучше использовать именно его.
    Конечно, существует теоретическая возможность слить топливо через "обратку". Но масштабы возможного воровства совсем незначительные - около 1-2 литров на 100 км. А более или менее крупные сливы будут видны. Да и визуальный контроль никто не отменял.
    В случае с ДРТ врезаться в "обратку" труднее, но тоже можно. Однако затраты на установку и обслуживание датчика расхода топлива в автопарке будут сильно выше, чем при выборе ДУТ, и далеко не скоро окупятся за счёт достигнутой экономии ГСМ. По своей сути, ДРТ выгодно использовать только при очень больших объёмах потребления топлива - например, в случае с железнодорожным и водным транспортом, либо на специальных машинах типа ППУ.
    А если у вас нет уверенности в том, какой способ выбрать, закажите систему мониторинга на бесплатный тест. Это поможет понять, годится ли такой вариант именно для вашего автопарка.
    Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям и коллегам:
    Подпишитесь на рассылку новостей и полезных материалов в сфере контроля транспорта удобным для вас способом

    Другие полезные статьи блога

      Некогда тратить время на изучение? Просто оставьте заявку для консультации.

      И получите выгодное предложение
      по переходу на наше обслуживание
      Оставляя заявку, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных