г. Москва, Варшавское шоссе, 33, офис 17
2Т Контроль - Федеральный оператор систем мониторинга транспорта
2Т Контроль
Федеральный оператор мониторинга транспорта
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА

Способы взвешивания транспортных средств и контроля нагрузки на ось

Актуальные требования и штрафы, традиционные и перспективные варианты самостоятельного контроля
В последнее время государство ужесточило контроль за проблемой превышения автомобилями своей полной массы. Особенно этим «грешат» коммерческие автопарки. По статистике, до 30% грузовых ТС юридических лиц перемещаются с перегрузом. Необходимо понимать, что перегруз – это не только ущерб дорогам и риск ДТП. Отсутствие контроля за правильной нагрузкой наносит прямой вред автопаркам – в виде больших штрафов, износа ТС и махинаций со стороны водителей (левые рейсы, неучтённые грузы и т.п.).
За перегрузом может стоять как корысть отдельных водителей, так и политика недобросовестных автопарков. Вследствие непростых экономических реалий многие российские перевозчики сознательно идут на нарушения. Однако даже при более благоприятных условиях всегда находились те, кто умышленно провоцировал транспорт ездить с превышением норм загрузки.
Каждый год перегруженные грузовики наносят ущерб дорогам РФ на уровне 2 триллионов рублей. В то же время, на обслуживание и ремонт трасс государство ежегодно выделяет не больше 1 трлн.
С целью исправить ситуацию правительство существенно увеличило штрафы за несоблюдение норм загрузки. Вдобавок, активно идёт организация пунктов весогабаритного контроля. По планам государства, к 2020 году должно быть создано почти 400 точек АСВГК (автоматизированная система весогабаритного контроля).

Но, помимо давления сверху, сознательные перевозчики должны стремиться сами контролировать соблюдение норм нагрузки на ось. Так как игнорирование правил приводит к неприятным последствиям для автопарков, среди них:

  • Увеличение аварийных случаев
  • Нарушение оптимального режима эксплуатации ТС
  • Ранний износ узлов и механизмов
  • Халатное отношение водителей и простор для махинаций
Прежде чем рассмотреть варианты самостоятельного взвешивания и контроля, обратимся к официальным правилам и санкциям за отклонение от предельных норм.

Нагрузка на ось: нормы и штрафы за перегруз

Допустимые массы ТС определены в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 16.03.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»:
В этом же документе указаны требования к допустимой нагрузке на ось транспортных средств:
<*> В случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.
<**> Для транспортных средств, имеющих оси и группы осей с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.
<***> Группа сближенных осей - это сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием до ближайшей оси до 2,5 метра (включительно).
<****> Масса, приходящаяся на ось, или сумма масс осей, входящих в группу осей.

В скобках приведены значения для осей с двухскатными колесами, без скобок - для осей с односкатными колесами.
<*> В случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.
<**> Для транспортных средств, имеющих оси и группы осей с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.
<***> Группа сближенных осей - это сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием до ближайшей оси до 2,5 метра (включительно).
<****> Масса, приходящаяся на ось, или сумма масс осей, входящих в группу осей.

В скобках приведены значения для осей с двухскатными колесами, без скобок - для осей с односкатными колесами.

Штрафы за перегруз

Ответственность за перегруз закреплена в Кодексе административных правонарушений РФ - Статья 12.21.1. Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. В случае нарушения правил водители и компании-работодатели могут понести ощутимое наказание:
Важно дополнить, что машину, загруженную сверх дозволенной нормы, может легко занести и опрокинуть. К тому же, перегруз увеличивает тормозной путь. Тем самым вероятность попасть в аварию многократно повышается. В итоге автопарку грозит потеря ТС, порча груза и ущерб репутации. Не говоря уже о различных поломках и выходе транспорта из строя раньше положенного срока.

Контроль нагрузки на ось: традиционные способы

Статическое взвешивание

Классический вариант измерения нагрузки на ось – платформенные весы. Современные цифровые весоизмерительные терминалы обладают высокой точностью. Их можно интегрировать с различными программами, например, 1С, и получать данные о транспорте и взвешиваниях в автоматическом режиме. Если оснастить пункт контроля видеокамерами, то в ПО реально отслеживать всё происходящее на объекте и распознавать номера машин.
Минусы. Во-первых, этот вариант для автопарков достаточно затратный. Немало средств уйдет на приобретение, потребуются ресурсы на обслуживание. И самое главное - стационарные весы чётко привязаны к конкретной территории. В данном случае по определению нет возможности контролировать ситуацию в пути за пределами базы.

Динамическое взвешивание

Так называемые подкладные весы (мобильные, портативные) для взвешивания в полевых условиях обычно имеют от 4 до 6 платформ, которые устанавливаются на горизонтальный участок дороги. Хорошая точность измерений, возможность обрабатывать данные и создавать отчеты в специальном ПО являются неоспоримым преимуществом такого способа контроля.
Минусы. Наряду с высокой стоимостью, подкладные весы отнимают время на развёртывание. Несмотря на декларируемую маневренность, они по факту не настолько мобильны. Плюс такой контроль сложно доверить самому водителю. Находясь на удалении от начальства, он вполне может "пустить пыль в глаза", сделав на весах нужный замер, а затем нагрузить машину сверх нормы.
Как мы видим, указанные способы не позволяют обеспечить постоянный эффективный контроль. Например, статическое и динамическое взвешивание не всегда подходят для мониторинга погрузки леса и пиломатериалов, бытовых и промышленных отходов (маловероятно организовать пункты контроля в местах погрузки), сыпучих грузов (по причине инертности материалов перегруз может обнаружиться уже после загрузки по нормам), наливных грузов (существует возможность поосно взвешивать автоцистерны).

Контроль нагрузки на ось: перспективные решения

Наиболее эффективный метод взвешивание – установка датчиков нагрузки на ось с возможностью удаленного спутникового контроля за весом ТС и груза. В зависимости от типа транспортного средства, есть два варианта:

  • В случае с рессорной (механической) подвеской на заднюю ось или заднюю тележку устанавливается датчик перемещения. Измерение нагрузки происходит с помощью поворотного рычага, закрепленного к подвеске ТС
  • В случае с пневмоподвеской монтируется датчик давления - в трубопровод или вместо заглушки в подушку пневмоподвески. Устройство производит постоянный замер давление в пневмобаллонах или пневмосети ТС.
В обоих случаях датчики передают информацию на устройство ГЛОНАСС/GPS-мониторинга (бортовой контроллер). Полученные данные сразу отправляются в систему спутникового мониторинга транспорта и отображаются в диспетчерской программе. Диспетчер и руководство могут в любой момент узнать вес груза и сравнить показания за различные периоды с привязкой ко времени и местонахождению объекта. Также можно настроить получение уведомлений о нештатных ситуациях на электронную почту или путём sms-оповещения.
Дополнительно в кабине водителя устанавливается информационный дисплей, отображающий параметры фактической нагрузки. С его помощью водитель может сразу оценивать текущий вес груза и транспортного средства, оперативно узнавать об отклонениях от заданных параметров и принимать меры для исправления ситуации.
На сегодняшний день контроль нагрузки на ось с помощью бортовых систем спутникового мониторинга – это наиболее действенный и надёжный вариант. Погрешность измерений здесь не превышает 5-7%. А стоимость датчиков и бортовых контроллеров гораздо дешевле комплектов оборудования для статичного и динамического взвешивания.
Такой подход применим не только в деятельности грузоперевозчиков, но и в работе пассажирских автотранспортных предприятий. С помощью датчиков нагрузки на ось можно контролировать загруженность автобусов в течение суток, дней, месяцев. Это позволяет анализировать пассажиропоток, эффективнее организовывать распределение маршрутов и оптимально составлять график выхода транспорта на линию.

Практические рекомендации

Для точного и непрерывного контроля нагрузки на ось советуем установить систему мониторинга транспорта «АвтоГРАФ» и соответствующие датчики – например, GNOM DP для машин с рессорной подвеской и GNOM DDE для машин с пневмоподвеской.

Датчики интегрируются с системой через адаптер TKMS и стабильно взаимодействуют с бортовыми контроллерами марки «АвтоГРАФ». Диспетчеры и руководство могут удалённо следить за ситуацией с загрузкой ТС в программе мониторинга. А водителям данные контроля доступны на экране дисплея «АвтоГРАФ-ИНФО», установленного в кабине.
Кстати, дисплей «АвтоГРАФ-ИНФО» даёт немало других возможностей. Например, с его помощью можно контролировать скорость, температуру, уровень топлива и давление в шинах, обеспечивать голосовую связь между водителем и диспетчерами, оповещать по громкой связи пассажиров, подключать камеры наблюдения за салоном и внешние камеры с отображением снимков на экране дисплея, получать уведомления о нештатных ситуациях. Узнать подробнее о дисплее.
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям и коллегам: