ПП №2216: как действовать в условиях неопределенности

До вступления в силу требований по обязательной установки АСН остается всего пара месяцев. С 1 сентября владельцам грузовиков, перевозящих опасные грузы, и автобусов грозят большие штрафы и простои в работе. Но многие положения Постановления Правительства №2216 по сей день не разъяснены. В этом материале мы рассказываем о сути проблем и делимся своими рекомендациями для всех, кого касается выполнение закона.
Дата: 15 июня 2021
Автор: Максим Вальпа
Время чтения: 5 минут

Предыстория

Напомним, что еще в 2018 году Правительство РФ приняло постановление №153 "Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".

Сроки вступления постановления в силу неоднократно переносились – последний раз до мая 2021 года. Это было связано с неготовностью автопарков нести затраты на оснащение (особенно в условиях пандемии) и с отсутствием ясности в вопросах подключения, оплаты и технической реализации требований. Плюс рынок телематики не был готов обеспечить автопарки нужным оборудованием в достаточном количестве. По сути большая часть этих проблем сохраняется и по сей день, но об этом чуть позже.

Развитие событий

В конце декабря 2020 года на замену ПП №153 пришло новое Постановление Правительства №2216 "Об утверждении правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" (ссылка на текст постановления).

Срок вступления ПП №2216 в силу – 1 сентября 2021 года.

То есть к этому времени автобусы и грузовики, перевозящие опасные грузы, должны быть оборудованы аппаратурой для выполнения требований закона.

Смысл нового документа остался прежним: обязать указанные категории ТС оснащаться навигационными устройствами, передающими в уполномоченные органы данные о местонахождении:

"...в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов".

Однако по сути требования по оснащению ужесточились, а в самих положениях документа закралось еще больше неясности. Сейчас мы коротко расскажем, что и как поменялось.

Отличия ПП №2216 от ПП №153

1.

Ранее, согласно ПП №153, перевозчикам для выполнения закона дозволялось использовать установленные ранее терминалы мониторинга транспорта. Передачу данных о поездках в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" можно было настроить путем подключения дополнительной USIM-карты, например, с помощью внешнего модема.

Теперь же в ПП №2216 однозначно указывается на то, что для USIM-карты должна быть установлена отдельная аппаратура спутниковой навигации, которая имеет сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" и ГОСТ 33472-2015 "Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категорий M и N. Общие технические требования".

Таким образом, сэкономить на оснащении уже не удастся.

2.

В прошлом постановлении говорилось, что информация, полученная от АСН в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", должна транслироваться в Ространснадзор (с периодичностью не реже, чем 1 раз в 30 секунд).

В новом документе сказано, что сведения о перемещении транспорта могут дополнительно передаваться в региональные и муниципальные системы, а также в информационные системы владельца транспорта при наличии технической возможности такой передачи.

В комментариях к ПП №2216 дается следубщее пояснение:

"Информация, поступающая от АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», передается в информационную систему Ространснадзора. В дополнение к этому может быть бесплатно обеспечена передача этой информации в одну информационную систему, указанную собственником (владельцем) транспортного средства, с использованием различных протоколов передачи данных при условии выполнения технических условий оператором такой системы. Передача данных в другие информационные системы осуществляется на платной основе".

При этом АО "ГЛОНАСС" (оператор информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС») заявляет, что также готово обеспечить доступ автопаркам к собственной системе мониторинга АСМ-ЭРА на коммерческой основе.

3.

Среди других нововведений:

– В ПП №2216 появился пункт, согласно которому по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации оператор системы должен в течении 24 часов выслать владельцу транспорта свидетельство подтверждения на электронную почту.

– В перечне сведений о владельце, размещаемых в системе, появился ИНН.

В чем суть проблемы?

В первую очередь, в том, что АО «ГЛОНАСС» не сформулировало подробные разъяснения новых требований. На сайте организации по состоянию на середину июня продолжает висеть такое сообщение:

"Информация о заключении договоров на оказание услуг по идентификации АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и передаче информации от АСН в Ространснадзор с учетом новых правил будет дополнительно размещена на сайте АО «ГЛОНАСС»".

Нет четкого понимания, в каком порядке подключать терминалы к серверу оператора, какие USIM-карты устанавливать и т.д. Если производить оснащение сейчас, то это означает действовать на свой страх и риск. Так как в любой момент могут подоспеть очередные коррективы в условиях и регламентах.

На сайте оператора выложены новые тарифы на услуги связи и тарифные планы на оказание услуг, вступающие в действие с 1 июля 2021 года.
Но документ с тарифами добавляет путаницы. Так, в пункте 5 стоит пробел на месте, где должна указываться стоимость услуг по ретрансляции данных, зафиксированных АСН-терминалами, в сторонние системы мониторинга. Нет ни цены, ни пометки "предоставляется бесплатно".

Следующая больная тема: какое оборудование устанавливать? Сейчас на российском рынке есть 4 модели терминалов, сертифицированных под требования ПП №1266:


И все они на порядок дороже обычных терминалов, потому что сертификация под ПП №2216 стоит миллионы рублей. Как определить, какое устройство действительно подойдет, может ли оно транслировать данные не только в АСН "ГЛОНАСС", но и в систему мониторинга автопарка? В чем принципиальная разница?

Например, одни терминалы способны отправлять данные спутникового контроля напрямую в СМТ компании, другие нет. Даже если могут, то только, когда двигатель автомобиля выключен. И получается, что постоянного оперативного контроля за работой ТС нет.

Среди этих моделей есть терминал, у которого два модема функционируют параллельно. Один модем с USIM-картой передает данные на сервер "ЭРА-ГЛОНАСС", другой модем с обычными SIM-картами – на сервер коммерческой системы мониторинга. Но его стоимость выше бюджетных вариантов.

Есть еще один момент, который часто озадачивает автовладельцев: должно ли оборудование быть средством измерений? На самом деле, это излишнее требование. В ПП №2216 нет указаний на то, что оборудование должно быть средством измерений и проходить поверку. Закон опирается на ТР ТС 018/2011, как на международный документ верхнего уровня. И в нем нет таких указаний. Если же вы приобретаете оборудование, являющееся средством измерений, то его необходимо поверять с определенной периодичностью в аккредитованных лабораториях, которых в России единицы. Для владельца терминала процедура поверки обойдется в сумму около 15 тыс. рублей.
Хотите получить сравнительные характеристики терминалов под требования ПП №2216?
Отправьте запрос на получение таблицы с терминалами.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
УКАЖИТЕ ИМЯ И EMAIL: В ОТВЕТ МЫ ПРИШЛЕМ СРАВНЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ПОД ПП №2216

Как правильнее поступать в текущей ситуации?

Не будем вводить в заблуждение: универсального решения проблем перевозчиков сейчас нет.

Все может поменяться в ближайшее время, а может остаться на таком же уровне неопределенности. В каждой конкретной ситуации нужно отталкиваться от особенностей автопарка. И мы, команда "2T Контроль", готовы бесплатно вас проконсультировать, непредвзято посоветовать оборудования и варианты взаимодействия с АО "ГЛОНАСС". Просто свяжитесь с нами по телефону, по почте или с помощью форм обратной связи на сайте.

Если все же попробовать нащупать оптимально решение, то, возможно, лучше будет поставить наименее дорогое оборудование для передачи данных в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", а функции спутникового мониторинга оставить за терминалами, которые не связаны с выполнением требований ПП №2216.

Вариант "два в одном" (передача данных в АСН и в систему мониторинга с одного устройства) – это все же рискованный компромисс. Минусы могут перевесить плюсы.

Задавайте нам свои вопросы и обращайтесь за таблицей терминалов АСН!
2T Контроль:
На эти и другие вопросы, связанные с работой транспорта и контролем автопарков, мы будем рады ответить вам в форме комментариев. Задавайте, делитесь своими соображениями!
Подпишитесь на рассылку новостей и полезных материалов в сфере контроля транспорта удобным для вас способом

Другие полезные статьи блога

    Некогда тратить время на изучение? Просто оставьте заявку для консультации.

    И получите выгодное предложение
    по переходу на наше обслуживание
    Оставляя заявку, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных