%%city%%
2Т Контроль Федеральный оператор мониторинга транспорта
2Т Контроль
Федеральный оператор мониторинга транспорта
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА
Заказать звонок
Пожалуйста заполните форму и мы перезвоним Вам в ближайшее время

Как выбрать оборудование для контроля топлива?

Рынок оборудования, для дистанционного онлайн-контроля расхода топлива на корпоративном транспорте появился относительно недавно. Всего лишь 15 лет назад (по данным на 2022 год). Естественно, он появился в ответ на высокий спрос от владельцев корпоративного автотранспорта, которые хотели сократить затраты на его содержание.

Какое решение работает лучше, а какое хуже? Что подойдет лучше подойдет для грузовика, а что для экскаватора? Ведь ни для кого не секрет, что легковое авто и автокран будут требовать абсолютно разного подхода.


В этой статье мы решили собрать весь опыт работы на рынке систем мониторинга транспорта компании "2Т Контроль" и изложить его на доступном языке.

Надо отметить, что производителям удалось качественно решить эту проблему, в первую очередь взяв под контроль реальных расход ГСМ, фиксацию сливов и "левых" заправок. Однако, на данный момент на рынке существует такое количество различного оборудования, что без эксперта уже не разобраться.

Обзор лучших решений.

Дата: 13 июня 2022
Автор: Максим Вальпа
Время чтения: 18 минут
СОДЕРЖАНИЕ

Обзор всех типов оборудования для контроля расхода топлива на транспорте

За последние 15 лет инженеры различных заводов производителей по-разному решали задачу производства оборудования для сокращения расходов на топливо. Они сделали множество удачных решений. Некоторые типы оборудования подходят почти для любого транспортного средства. Некоторые только для узкоспециализированных типов техники. Сейчас мы кратко пройдем по всем типам решений, а далее разберем каждый из них более подробно.

Одним из первых решений автоматизации контроля расхода ГСМ стали проточные датчики расхода топлива (ДРТ). Принцип их действия похож на проточный счетчик расхода воды. То есть данное оборудование встраивалось в топливную систему транспортного средства и контролировало сколько литров топлива прошло через неё. В начале ДРТ были с обычным механическим табло, на котором можно было посмотреть текущее значение расхода топлива. Позже у них появилась автономная память, данные из которой можно было выгрузить на компьютер и совместить с данными системы мониторинга транспорта, чтобы увидеть трек и сопоставить расход топлива с пройденным расстоянием. А еще чуть позже появились бортовые контроллеры (терминалы), которые позволяли сразу выгружать собранные данные в систему мониторинга транспорта через GSM-модем и анализировать данные в режиме онлайн.
    Примерно в тоже время появились и ультразвуковые датчики уровня (УДУ) жидкости или сыпучих продуктов. Их использовали для различных производственных целей и контроль топлива был лишь одной из списка решаемых задач. Данное оборудование можно было устанавливать без вмешательства в топливную систему транспортного средства, что было явным преимуществом. Со временем данные с УДУ также научились собирать и отправлять онлайн через GSM при помощи терминалов СМТ.

    Уровнемеры тоже существовали достаточно давно. Это дорогостоящее оборудование было создано для измерений уровня, температуры, плотности, объема и массы жидкостей, в том числе взрывоопасных, при учётно–расчётных и технологических операциях, а также для измерений уровня или сигнализации наличия подтоварной воды, измерений концентрации взрывоопасных паров и газов, измерений давления.
      Следующим поколением, которое в буквальном смысле "взорвало" рынок систем мониторинга топлива на транспорте, стали емкостные датчики уровня топлива (ДУТ). Они изначально разрабатывались для того, чтобы работать в составе системы мониторинга транспорта. Данные датчики стали новым стандартом за счет:
      Высокой точности измерения;
      Высокой универсальности применения;
      Низкой стоимости.
      Данный вид оборудования по праву стал самым популярным и позволил массово оснащать любой тип транспортного средства системами контроля топлива.
      Вслед за ДУТ, на рынке появилось оборудования для чтения данных с бортового компьютера автомобиля через CAN-шину. Ни для кого не секрет, что в наше время 99% транспортных средств иностранного производства и на менее 50% отечественного произвоства в своем составе имеют специальный компьютер, который следит и управляет практически всеми параметрами транспортного средства. Естественно, среди прочих данных, в данный компьютер поступают и данные о текущем уровне топлива, а также его моментальном расходе в показателе литр/километр. И есть компании, которые придумали оборудования для чтения этих данных и их последующей расшифровки. Конечно, это было сделано не только с целью контроля топлива, но мы разберем все нюансы чуть дальше.

      Проточные датчики расхода топлива. Плюсы и минусы

      Проточные датчики расхода топлива, по принципу своей работы, могут дать очень надежную информацию именно о расходе топлива транспортным средством, безо всяких дополнительных расчетов, усреднений и условностей.

      Конечно, стоит взять во внимание, что данное оборудование нужно уметь выбирать. Обязательно нужно обратить внимание на минимальный и максимальный расход топлива в час, чтобы данное оборудование не мешало правильной работе двигателя. Стоит выбрать и поставщика, который учел все нюансы работы с топливом, например знает о проблеме оседания парафина из дизельного топлива на лопастях считывающего механизма и придумал способы борьбы с этим. Или делает достаточно надежные измерительные камеры, чтобы противостоять истиранию и постепенной потери точности.

        Плюсы датчиков расхода топлива:

        Надежное измерение именно потраченного двигателем топлива.
        Возможность использовать на технике, где невозможно или слишком дорого поставить датчик уровня топлива. Например, бак находится под двигателем транспортного средства.
        Самая низкая погрешность измерения. Она может достигать 0,25% от объема потербляемого топлива.
        Можно ставить на технику с огромным расходом топлива и бункерами для топлива, в которых не получится установить другие датчики (яркий пример - это судна различного назначения).

        Минусы датчиков расхода топлива:

        Высокая стоимость оборудования и его монтажа.
        Необходимо предварительное согласование инженерного проекта.
        Данное оборудование требует достаточно частой сервисной работы по проверке и очистке от различных типов загрязнений (не реже двух раз в год).
        Для точного контроля расхода топлива необходимо ставить минимум 2 ДРТ. Один на систему забора топлива, другой на систему возврата топлива в бак (которую принято называть "обраткой").

        В связи с распространением другого оборудования, мы рекомендуем ставить ДРТ на судна, локомотивы, спецтехнику с сложными формами баков, спецтехнику с баками, расположенными в недоступном месте и на технику с дополнительным навесным оборудованием, чтобы понимать, какая часть расходуемого топлива приходится на ДВС, а какая на навесное оборудование (например на котел для нагнетания пара в ППУ).

        Емкостные датчики уровня топлива. Плюсы и минусы

        Данный тип оборудования часто принято называть ГЛОНАСС датчиками уровня топлива или GPS датчиками уровня топлива. Скорее всего так вышло из-за того, что их всегда устанавливают вместе с ГЛОНАСС/GPS терминалом системы мониторинга транспорта.

        Это решение по праву является самым универсальным и надежным. Конечно, здесь тоже не обошлось без нюансов. Среди множества производителей нужно выбрать не только надежного поставщика, но и обратить внимание на дополнительные возможности. Какие-то ДУТ могут передавать данные по BLE, что очень помогает в контроле автокранов, другие имеют функцию автоматического тарирования под различные типы топлива. На технику, перевозящую опасные грузы, тоже подойдет оборудование не каждого производителя.

          Плюсы:

          Универсальность применения. Подходит на 90% транспортных средств.
          Низкая стоимость относительно других типов оборудования для контроля топлива.
          Быстрый монтаж, без согласования инженерных проектов и вмешательства в топливную систему автомобиля.
          Долговечность в эксплуатации (некоторые производители дают пожизненную гарантию на ДУТ своего производства).
          Достаточно низкая погрешность в определении расхода топлива. В отдельных случаях она может достигать всего 1% от реального расхода.

          Минусы:

          Возможно контролировать только расход бензина или дизельного топлива. То есть транспорт, который в виде топлива частично или полностью использует различные виды газа, контролировать не получится.
          Требует высокой квалификации, для установки на пластиковые баки спецтехники.
          Невозможно установить на слишком низкие баки, или баки, к которым ограничен доступ сверху.
          Требуется дополнительная тарировка при смене поставщика топлива, либо переходе с зимнего вида топлива на летнее и обратно (хотя данная проблема решается установкой ДУТ с функцией автоматической тарировки).
          Невозможно отделить расход топлива навесным оборудованием, от общего расхода топлива без дополнительного оборудования.

          Данное оборудование на 100% подходит для грузовой техники и автобусов. Также оно подходит практически на все виды спецтехники. Легковая и легкая коммерческая техника тоже может быть оснащена ДУТ, но перед этим необходима квалифицированная инженерная проверка расположения бака. Мы рекомендуем устанавливать именно это оборудование, при технической возможности его установки.

          Оборудование для чтения данных по CAN-шине. Плюсы и минусы

          Изначально CAN-ридеры были разработаны для решения более широкого спектра задач. Например, для контроля качества вождения транспортным средством или для учета совершаемых операций спецтехникой. Однако, его можно применить и для чтения данных со штатных датчиков уровня топлива. Естественно, сразу стоит учитывать тот факт, что штатные датчики не рассчитаны на точный контроль расхода топлива. Их задача информировать водителя о примерном остатке уровня топлива для своевременной дозаправки. Поэтому их погрешность, в среднем, значительно выше, чем у емкостных датчиков. Из-за чего данный вид оборудования чаще всего используют как резервный способ получения данных о расходе ГСМ, в случае, когда другое оборудование намеренно или случайно сломали.

          Чтобы подобрать данное оборудование на своё транспортное средство, для начала нужно убедиться, что данные передаются именно по шине CAN, а не иным способом. Далее стоит уточнить протокол передачи данных. Это может быть FMS, J1939 или иной протокол, как широко распространенный, так и созданный производителем техники. Далее нужно определить, кто из производителей точно поддерживает вашу марку и модель транспортного средства. Затем определится со способом подключения (контактный и бесконтактный). Да, задача сложная, но грамотных инженер систем мониторинга транспорта сможет её решить.

          Плюсы:

          Данные берутся со штатных, установленных на заводе датчиков.
          Можно получить дополнительную информацию о включенных системах, которые влияют на расход топлива. Например, о включенном климат-контроле.
          При бесконтактном способе подключения, даже самая сложная и дорогостоящая техника 100% остается на гарантии производителя.
          Можно получать данные о расходе топлива с техники со сложными или недоступными для монтажа баками.
          Можно считать расход газа, если оборудование является штатным для вашего транспортного средства.

          Минусы:

          Высокая погрешность в измерении расхода топлива. В отдельных случаях она может доходить до 10% от реального расхода топлива.
          В некоторых случаях, для получения информации, необходимо использовать контактный метод снятия данных, что может вызвать вопросы по гарантии транспортного средства.
          Стоимость оборудования для чтения данных с CAN шины сопоставима с стоимостью установки емкостного датчика уровня топлива.
          Невозможно снять данные с техники, у которой нет CAN-шины.

          Ультразвуковые датчики уровня жидкости. Плюсы и минусы

          Данный тип оборудования достаточно мало распространен среди систем контроля расхода топлива. Виной тому не только сложность настройки и достаточно высокая стоимость. Главная причина - высокие требования к квалификации инженера, который выполняет его установку и калибровку.

          По сути, единственное обоснованное применение ультразвуковых уровнемеров - это измерение уровня сжиженного газа в баллонах. Правда иногда их применяют и для того, чтобы не сверлить отверстие для установки емкостного ДУТ в баке, но такое случается крайне редко.

          Плюсы:

          Монтаж без высверливания отверстий в баке и без вмешательства в топливную систему.
          Возможно измерять сжиженный газ.
          Оборудование не требует регулярного сервисного обслуживания.

          Минусы:

          Высокая стоимость, относительно установки емкостного ДУТ.
          Сложность в калибровке оборудования.
          Достаточно высокая погрешность.

          Уровнемеры. Плюсы и минусы.

          Мы включили в данный список уровнемеры, по типу "Стрела" только потому, что они иногда используются для оснащения автотопливозаправщиков или цистерн для перевозки ГСМ, Основное же их предназначение - измерение топлива в стационарных емкостях.

          Чаще всего их используют на общественных АЗС. Однако и на ведомственную АЗС его точно также можно поставить и создать систему кругового учёта топлива на предприятии, что, конечно же, обязательно даст дополнительный эффект в виде снижения расходов на ГСМ в рамках всей организации.

          Плюсы:

          Позволяет измерять плотность топлива, его диэлектрическую проницаемость, объём подтарной воды и прочие важные показатели, для повышения точности.
          Самый точный датчик, для определения уровня топлива.
          Высокая надежность оборудования.
          Отсутствует необходимость в регулярном сервисном обслуживании.

          Минусы:

          Самая высокая стоимость, из всех перечисленных вариантов.
          Невозможно установить на баки малой и средней высоты (возможна установка только на баки от 2 метров высотой).
          Высокие требования к инженерной квалификации для установки и настройки оборудования.

          Скачайте сводную таблицу "плюсы и минусы оборудования для контроля расхода топлива на предприятии". Введите ваше имя и e-mail в поля ниже и мы пришлем вам таблицу на почту.

          Дополнительное оборудование для более легкого контроля расхода топлива.

          Под дополнительным оборудованием мы понимаем то, что не дает прямого контроля за расходом топлива, но облегчает процесс контроля и сведение данных. Вот что мы рекомендуем установить или интегрировать каждому, кто хочет получить максимальную отдачу при минимальной затрате сил:
          1
          Оборудование для идентификации водителей. Обычно мы подразумеваем установку карт-ридеров и выдачи специальных карт или брелков каждому водителю вашей компании. Это помогает сразу же закрепить рейс и все движения топлива в течение рейса за конкретным водителем внутри компании, что облегчает составление сводных таблиц по затратам ГСМ и поиску виновных в том или ином нарушении.
          2
          Топливные карты. В данном случае мы имеем ввиду заправку техники на ведомственных или общественных АЗС при помощи специальных платежных "топливных" карт. У таких сервисов, как "E100", "Вездеход", "Роснефть" и других - есть автоматическая выгрузка затрат по каждой карте в нужную систему мониторинга транспорта. Если вы выдадите каждому водителю по топливной карте, то далее легко сможете разносить данные по заправкам с их точной стоимостью, в отчёты.

          Более того, данный инструмент позволяет исключить метод слива топлива, когда за счет компании заправляется чужая машина. потому что система мониторинга транспорта сможет легко идентифицировать, что водитель заправился на заправке N, но в бак топливо так и не попало.
          3
          Датчик контроля стиля вождения. Данное оборудование косвенным образом тоже относится к сокращению затрат на топливо. Если один водитель в автопарке резко ускоряется и тормозит. Часто едет с повышенной скоростью или совершает резкие маневры - то его расход топлива будет выше, чем у того, кто водит спокойно и размеренно. Изучив стиль вождения различных водителей и сопоставив его с средним расходом топлива по каждому транспортному средству - вы сможете найти тех, кто расходует больше топлива на свои манёвры. далее дело за малым. Объяснить водителям, что и как вы контролируете. Показать их нарушения. И провести воспитательную работу по улучшению качества вождения.

          От этого инструмента вы еще получите такие бонусы, как снижение аварийности и снижение расхода на ТО и ремонты вашей техники.

          Системы для контроля расхода топлива

          Установить оборудование - это только половина дела. Чтобы получить возможность анализировать данные и сводить их в отчёты - нужно выбрать подходящую систему мониторинга транспорта. Благо недостатка в них не наблюдается.

          На данный момент на рынке РФ присутствует более 10 систем мониторинга транспорта. Мы рассмотрим самые популярные и заслужившие свою репутацию в деле контроля расхода топлива.

          Система мониторинга транспорта СКАУТ

          Одна из систем, достойных внимания - это СКАУТ. Производится данное программное обеспечение на одной площадке вместе со своим фирменным оборудованием. Головной офис находится в Санкт-Петербурге.

          В данной системе можно строить отличные и визуально наглядные отчеты по уровню топлива в баке (см. рис). Обратите внимание на визуальные подсказки "сливов" топлива, которые подкрашиваются отдельным цветом в "проблемных" зонах графика.

          Помимо этого у СКАУТ есть и другие уникальные преимущества, например, реализация контроля безопасного вождения, но подробно об этом мы расскажем в другой статье.
          Система контроля расхода топлива СКАУТ

          Примеры контроля работы доп.оборудования в СМТ СКАУТ

          Топливо с CAN и другие параметры в СМТ СКАУТ


          Система мониторинга транспорта Omnicomm

          Также как и СКАУТ, вместе с фирменным программным обеспечением производит и оборудование под брендом Omnicomm. Головной офис находится в Москве.

          Поскольку данный производитель начинал с производства датчиков уровня топлива и на данный момент производит самые технологичные ДУТ (Omnicomm LLS5), то их софт достоин рассмотрения, в силу лучшей интеграции со всеми возможностями передового железа. (см рис)

          Помимо этого данное программное обеспечение обладает самым удобным приложением на смартфоны под управлением Android и iOS.
          Система контроля расхода топлива Omnicomm

          Система мониторинга транспорта Wialon

          Разработчики системы мониторинга транспорта Wialon решили отказаться от производства собственного оборудования и сфокусировались на разработке программного обеспечения. За счет этого данная СМТ поддерживает самое большое количество различного оборудования, среди которых стоит выделить производителей Навтелеком и GalileoSky, как самых функциональных и производимых в РФ. До 2022 года находились в Минске, сейчас перевезли свой офис в Латвию.

          Универсальность решения от Wialon не даёт такой детализации, как СКАУТ или Omnicomm, но компенсирует это отменной работой кода и огромными возможностями по интеграции с различными программами и сервисами (например wialon поддерживает самое большое количество провайдеров топливных карт).
          Система контроля расхода топлива Wialon

          График расхода газа. СМТ WIalon.

          График уровня топлива с CAN-шины, рефрижератор на базе Ford Transit, СМТ Wialon

          Пример графика уровня топлива самосвал в СМТ Wialon

          Пример графика уровня топлива в СМТ Wialon.

          Трактор работает на поле в условиях с сильной вибрацией и колебаниями. У трактора бак сложной формы. Все три датчика разной длины и расположены на разном уровне.
          При суммировании показания датчиков компенсируют друг друга и после обработки данных итоговый график уровня топлива выглядит так:

          График с ДРТ


          Система мониторинга транспорта АвтоГРАФ

          Также как СКАУТ и Omnicomm разрабатывается вместе со своим оборудованием, продаваемым под той же торговой маркой АвтоГРАФ. Головной офис находится в Челябинске.
          Отличается от других тем, что имеет десктопную версию программного обеспечения, способную работать с данными без подключения к интернету и гибко настраиваемым интерфейсом для любых задач транспортного отдела.
          Датчик уровня топлива Omnicomm

          График ДУТ

          Спутниковый контроль расхода топлива в системе Wialon

          Система мониторинга транспорта Fort Telecom

          Fort Telecom - это пермский разработчик оборудования для мониторинга транспрорта и программного обеспечения. Помимо коммерческого мониторинга они также выпускают и специальные приборы (УВЭОС), которые устанавливаются на конвейере или при ввозе техники через таможною для соблюдения закона, по которому каждое транспортное средство должно быть оборудовано кнопкой для вызова спасательных служб в случае серьезного ДТП.

          Отличается от АвтоГРАФ, СКАУТ и Omnicomm более дружественным подходом к подключение стороннего оборудования к своему программному обеспечению. Стараются поддерживать различные протоколы передачи данных.
          Датчик уровня топлива Omnicomm

          Пример отчёта по топливу СМТ Fort Monitor

          Мы рассмотрели данное ПО только в разрезе контроля топлива, хотя, функционал каждой из представленных систем выходит далеко за рамки одной задачи.

          Если у вас сейчас есть потребность в выборе системы мониторинга для своего предприятия, то мы предлагаем воспользоваться нашей бесплатной услугой - подбор системы мониторинга транспорта.

          В рамках данной услуги мы составим список задач, которые вы хотите решить, подскажем на что еще важно обратить внимание и порекомендуем систему, лучше всего отвечающую вашим потребностям.

          Правила работы и сочетание различного оборудования для 100% контроля расхода топлива

          1
          Первое правило, которое всегда стоит осуществлять - это установить емкостный ДУТ, в соответствии с рекомендациями производителя, на всю технику, которая позволяет это сделать. Ограничения, как мы писали раньше, могут быть только в случае с баками сложной формы или с баками, к которым затруднен доступ сверху.

          Важную роль здесь играет и терминал, который будет передавать данные с датчика уровня топлива. Например, если вы установите ДУТ Omnicomm, то и терминал лучше взять того же производителя. Это связано с тем, что производитель может адаптировать "прошивку" терминала под специфику работы своего датчика, а в некоторых случаях и устранить найденные в ходе эксплуатации ошибки работы или внедрить эксклюзивные усовершенствования. Причем это не теоретическая возможность, такое реально происходит время от времени.
          2
          Второе правило, отдельно учитывать, сколько ГСМ расходует основной двигатель транспортного средства, а сколько навесное оборудование. То есть, если у вас, транспортное средство с оборудованием, которое также забирает ГСМ из бака транспортного средства, на топливную трассу до этого оборудования лучше всего поставить проточный датчик расхода топлива. В последующем это поможет проанализировать расход топлива при работающем оборудовании и исключить ложное списание топлива на якобы работающее оборудование.

          Если же оборудование просто даёт дополнительную нагрузку на основной двигатель ТС (например компрессор рефрижератора или КМУ), то тогда стоит установить оборудование для контроля включения навесного оборудования. Тогда, на этапе анализа, можно проследить взаимосвязь повышенного расхода и работы оборудования.
          3
          Третье правило, подключить CAN-шину везде, где это возможно. Пользы здесь две. Первое, это получение резервного источника данных о расходе топлива на случай, если датчик уровня топлива перестанет работать. Второе, это получение дополнительных данных о работе транспортного средства.

          В умелых руках опытных интеграторов, эти данные помогут вам сократить расходы дополнительно на 10-20%, что, согласитесь, весьма ощутимо.
          4
          Четвертое правило, установить устройства идентификации водителей. Согласитесь, даже на магистральных тягачах водители периодически меняются, хотя бы по причине болезней, отпусков или увольнений. При этом смотреть в ручном режиме какой водитель ходил в конкретный рейс, когда у вас даже 10 транспортных средств, уже становится очень трудозатратным удовольствием. Но и контроль терять нельзя. Что остается? Автоматизировать эту работу.

          Идентификация водителя позволяет сразу увидеть ответственного за каждый рейс водителя, что упрощает дальнейшую административную работу. Да, здесь есть свои нюансы внедрения, однако опытные интеграторы умеют настраивать бесперебойную идентификацию, решая все проблемы с "забытыми" или "утерянными" картами идентификации.
          5
          Пятое правило, организовать выдачу топливо по картам. Если у вас собственные АЗС, то это легко реализуется через те же устройства идентификации, что и для закрепления ответственного водителя за рейсом. Если же вы заправляетесь на общественных АЗС, то стоит оформить топливные карты, например "Вездеход". Это поможет еще больше автоматизировать рутинные операции, а также даст дополнительный контроль за заправками "мимо бака".
          6
          Шестое правило, на технику, которую невозможно установить ДУТ, обязательно нужно поставить ДРТ или ультразвуковые уровнемеры, чтобы исключить бреши в контроле топлива. Тут работает простое правило: "Что ты не контролируешь, тем ты не управляешь". Несмотря на то, что данное оборудование более дорогое на этапе оснащения, по статистике, оно все равно окупает свою стоимость и приносит дополнительную прибыль в течение 6 месяцев. Где ещё вы видели вклады, с процентной ставкой 20% в месяц на вложенный капитал с гарантией результата?
          Больше рекомендаций с более развернутыми примерами мы написали в отдельной статье: "7 шагов к тотальному контролю расхода топлива" Рекомендуем с ней ознакомиться, а пока мы перейдем к рекомендациям на конкретных типах техники.

          Как контролировать расход топлива на легковой технике?

          Легковая техника, как и любая другая, имеет свои особенности оснащения. Главная проблема заключается в том, что в 95% конструкция бака и лонжеронов не дает возможности установить емкостный датчик уровня топлива в бак. В таком случае мы рекомендуем прибегнуть к двум типам оборудования:
          1
          Если у вашего авто есть CAN-шина, то стоит подключится к ней и считать данные об уровне топлива в баке. Если CAN-шины на вашем авто нет или данных по топливу нет в потоке данных, то можно попробовать подключиться к датчику напрямую и откалибровать его. Например, на Лада Ларгус отлично работает способ с подключением к штатному датчику уровня топлива.
          2
          Если техника расходует более 10 литров топлива на 100 км пути, то можно рассчитать установку проточного датчика уровня топлива. Данный вариант отлично подходит для внедорожной легковой техники.
          Также на легковой технике имеет смысл контролировать стиль вождения. По статистике, водители легковой техники чаще других совершают резкие и опасные маневры, что приводит к повышенному расходу топлива и износу запчастей.

          Как контролировать расход топлива на грузовой технике?

          Если у вас обычный магистральный тягач, то в большинстве случаев хватает установки классического комплекта "терминал + датчик уровня топлива". По скорости изменения уровня топлива в баке, можно высчитать расход топлива на 100 км в городском, загородном и смешанном циклах. А из-за того, что в основном рейсы проходят по трассам, то уровень топлива подвержен минимальным колебаниям.

          Конечно же, в данном случае, лучше всего поставить ДУТ с автотарировкой, так как заправки происходят на общественных АЗС, где ГСМ закупается у различных заводов, а следовательно и диэлектрическая проницаемость топлива может быть разной, в зависимости от состава ГСМ, присадок и степени очистки топлива.

          Также мы рекомендуем подключаться к CAN-шине при её наличии. В данном случае вы получаете резервный источник данных, по которому можно провести сверку, если установленный ДУТ выйдет или будет выведен из строя. Плюс, это даст возможность анализировать другие важные параметры и сократить затраты на расходные материалы, ремонты и запчасти. Но об этом мы более подробно напишем в отдельной статье (подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе).
          Если у вас карьерная, строительная техника или фермерская грузовая машина, которая работает в сложных условиях, то можно добавить к вышеперечисленному датчик расхода топлива. Это поможет фильтровать "ложные сливы ГСМ", которые возникают из-за сильных колебаний топлива в баке при передвижении по пересеченной местности. Однако, в данном случае оснащение лучше проводить в два этапа. Сначала стоит убедиться, достаточно ли информации для анализа с установленного ДУТ. После чего принимать решение об установке ДРТ.
          Если у вас техника с навесным оборудованием, которое потребляет топливо из общего бака, то однозначно стоит поставить на топливную магистраль до навесного оборудования ДРТ. Это даст возможность отделить потребление топлива навесным оборудованием от общего расхода и исключить махинации, в которых водитель прикрывает слив ГСМ работой данного оборудования. Однако, стоит понимать, что если навесное оборудование работает через коробку отбора мощности, тогда вместо ДРТ необходимо установить специальный датчик, который контролирует включение этого оборудования.

          Как контролировать расход топлива на спецтехнике?

          В первую очередь стоит выбирать оборудование с высокой степенью защиты IP и устойчивое к механическим повреждениям. Например, для контроля уровня топлива стоит рассмотреть ДУТ Omnicomm Military Edition, который имеет дополнительную защиту от попадания тяжелых предметов на крышку датчика, и защиту IP69K которая гарантирует работоспособность под проливным дождем, либо после мойки высокого давления.

          Далее обязательно надо обратить внимание на габариты бака, его форму и расположение. Если бак более 1,2 метра в длину или ширину, то для качественного контроля нужно установить два датчика уровня топлива на один бак, по специальной схеме (см. рисунок). Также обязательно нужно замерить глубину бака, так как высота стандартного ДУТ всего 700 мм, а на спецтехнике бывают баки до 2-х метров глубиной.

          Форма бака на спецтехнике также не редко бывает сложной формы. Например, самая высокая точка бака может находиться с левой или правой стороны, тогда ДУТ нужно ставить именно в этом месте, но это неизбежно приведет к потере точности. Компенсировать точность можно дополнительной установкой проточного датчика расхода топлива.

          Тоже самое касается и тех баков, к которым затруднен доступ (обычно они располагаются под кабиной или под двигателем). В случае, если у вас именно такая спецтехника, мы рекомендуем сначала попробовать снять данные по уровню топлива с can-шины, а после, в любом случае, установить ДРТ.

          Отдельно стоит обратить внимание на то, что дополнительно стоит измерять обороты двигателя и работу движущихся частей техники (при помощи датчика угла наклона). Дело в том, что спецтехника зачастую работает передвигаясь по очень малому участку, либо вовсе находясь в стационарном режиме. Поэтому и расход топлива нужно привязывать не к пройденному расстоянию в городе и за городом, а к моточасам под нагрузкой и без нагрузки. То есть, чтобы знать, как расходовалось топливо, нужно знать работает ли техника или простаивает, в определенном промежутке времени.
          ГЛОНАСС контроль расхода топлива в системе СКАУТ

          Как контролировать расход топлива в стационарных емкостях?

          Надежным способом контроля топлива в стационарных емкостях будет установка уровнемера по типу "Струны", так как он может измерить не только уровень топлива, но и количество подтоварной воды, и даже плотность самого топлива. Однако, цена данного оборудования сильно выше, чем цена взрывозащищенного ДУТ. Поэтому в случае работы с небольшими емкостями для ведомственных АЗС можно рассмотреть и установку обычного ДУТ. точность будет ниже, но с емкостями до 10 тонн ГСМ полезный эффект на вложенный капитал будет выше.

          Однако, на чём точно не стоит экономить, так это на круговом учёте топлива, так как это решение всегда окупает себя. Мы имеем в виду, что налив и выдачу топлива нужно контролировать не только по ДУТ, но и при помощи ДРТ. Причём выдачу также стоит автоматизировать и отгружать топливо по картам или иным идентифицирующим водителя устройствам.

          Как контролировать расход топлива на локомотивах?

          Когда на локомотиве установлено всего 1-2 бака в одной плоскости, оснащение не вызывает сложностей. Ставим ДУТ в баке, в соответствии с их длиной и получаем контроль расхода топлива.

          Проблемы начинаются, когда баков 4 и более, и размещены они на разных уровнях с системой переливов. тогда необходимо делать инженерный расчет. Обычно все это вытекает в систему установленных ДУТ в баках и ДРТ в системах переливов между ними, плюс ДРТ на топливную магистраль, которая идет до двигателя.
          Также стоит обратить внимание на то, что на локомотивах обычно 110 Вольт в бортовой сети, из-за чего на все датчики и бортовые контроллеры питание нужно подавать через специальный преобразователь напряжения, так как это оборудование работает на 12/24В постоянного тока.

          Как контролировать расход топлива на судах?

          Любое оснащение судна должно проходить через подготовку и согласования инженерного проекта. Более того, каждый инженер, который будет задействован в установке, должен иметь специальный допуск морского или речного регистра. В первую очередь необходимо установить ДРТ на бункеровку танков, чтобы исключить воровство на этапе заправки, после чего установить ДРТ на топливные магистрали до каждого двигателя и генератора, чтобы вести учет расхода топлива.

          Не лишним будет поставить в танки ДУТ с защитой от качения топлива. Это необходимо, чтобы исключить изгибание или выламывание измерительной части. Также мы рекомендуем установить систему видеонаблюдения за всеми установленными ДРТ и ДУТ, чтобы снизить желание персонала судна избавиться от топливного контроля.

          После проведения всех работ обязательно надо сделать тестовый рейс на судне, желательно на глазах персонала, так как обычная манипуляция, с которой сталкиваются многие судовладельцы - это жалобы персонала, после выхода в рейс, на то. что ДВС не тянет и нужно пустить топливо мимо ДРТ для сохранения мощности.
          ИТОГИ

          Одно из золотых правил управления гласит: "Что ты не контролируешь, тем ты не управляешь". Конечно не стоит доводить это правило до крайностей и следить за каждым вздохом, каждой потраченной копейкой. Все хорошо в меру. контролируйте самое важное. И расход топлива смело можно отнести к этому "самому важному".

          По статистике, доля затрат на ГСМ, из общих расходов на содержание транспорта, находится в интервале 40% — 70% в зависимости от типа техники.

          Помните, что если вы увеличите доход своей компании, то этот путь далеко не всегда приведет к получению прибыли. Но сокращение затрат, напротив, самый короткий и самый надежный путь получить прибыль здесь и сейчас. Конечно, не стоит увлекаться и превращаться в того, кого принято называть "эффективным менеджером" (говорящее название, за которым кроется желание показать эффективность руководству любой ценой, а дальше хоть трава не расти, что приводит к разрушительным последствиям).

          Еще один совет. Чтобы система контроля расхода топлива исправно работала и приносила ощутимый результат - нужно нанять отдельного специалиста, который будет отвечать за это направление. Если в автопарке от 50 ТС, то такая штатная единица всегда окупает себя. Если же машин меньше, то можно заказать услугу аутсорсинга у нормального интегратора системы мониторинга транспорта.

          Главное не совершайте классическую ошибку - последили пару месяцев за расходом, а дальше отпустили на самотек. Персонал быстро узнает, что все вернулось на круги своя, и повышение расхода топлива не заставит себя долго ждать.

          Получить расчет стоимости контроля топлива для своего автопарка

          Не знаете или не уверены, как лучше организовать управление топливными запасами в своем автопарке? Стремитесь внедрить максимально эффективный контроль по разумной цене?

          Ответьте на наши вопросы и укажите контакты для обратной связи. Мы предоставим вам предварительный расчет стоимости приобретения, установки и обслуживания системы мониторинга, проконсультируем по всем интересующим вопросам, посоветуем интегратора в вашем регионе.
          Направление деятельности вашего автопарка
          Вы можете выбрать несколько вариантов ответа
          Количество транспортных средств, которые необходимо контролировать
          Какие ещё функции системы вам необходимы наряду с контролем местонахождения ТС и расхода топлива
          Какие услуги в перспективе могут потребоваться
          Какое оборудование и ПО для спутникового мониторинга у вас установлено или использовалось раньше
          Укажите марки устройств и название программ. Если вы ранее таким не пользовались или не готовы сейчас ответить, то заполнение можно пропустить.
          Спасибо за ваши ответы! Оставьте свой контакт, и мы свяжемся с вами в ближайший час рабочего дня.
          2T Контроль:
          На эти и другие вопросы, связанные с работой транспорта и контролем автопарков, мы будем рады ответить вам в форме комментариев. Задавайте, делитесь своим мнением!
          Подпишитесь на рассылку новостей и полезных материалов в сфере контроля транспорта удобным для вас способом

          Другие полезные статьи блога

          Некогда тратить время на изучение? Просто оставьте заявку для консультации.

          И получите выгодное предложение
          по переходу на наше обслуживание
          Оставляя заявку, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных